Классные часы
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Классный час может проводиться в форме:
- Воспитательного часа (час классного руководителя);
- Экскурсии;
- Тематической лекции;
- Беседа (этическая, нравственная);
- Диспуты;
- Встречи с интересными людьми;
- Викторины по различным областям знаний;
- Дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- Интерактивные игры;
- Игры — путешествия;
- Театральные премьеры;
- Психологические игры и тренинги;
- Читательские конференции.
Час классного руководителя (классный
час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе,
при которой ученики принимают участие в специально организованной
деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к
окружающему миру.
Функции классного часа
- Просветительская
Суть просветительской функции состоит в том, что
классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников,
которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут
содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране
и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое
явление или событие.
- Ориентирующая
Ориентирующая функция способствует формированию
определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии
материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления,
происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции
тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать
явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет
исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного
события.
- Направляющая
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
- Формирующая
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки
обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке
умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного
мнения.
Для выбора темы и содержания классного
часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности
учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно
сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
- Определение темы и задач классного часа
- Определение времени и места проведения классного часа
- Определение ключевых моментов классного часа и
разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать
соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по
теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
- Определение участников подготовки и проведения
классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к
классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень
целесообразности участия педагогов или родителей)
- Анализ его результативности.
Виды классных часов
- Классное собрание
- Тематический классный час
- Нравственный классный час
- Психологические игры и тренинги
- Информационный классный час
Советы по организации классного часа
Необходимо учитывать психологические
особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при
его снижении использовать интересный по содержанию материал или
поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид
деятельности.
|