Главная » Статьи » КЛАССНЫЙ ЧАС » Классные часы

Труд и жизнь неразделимы
Категория: Классные часы | Добавил: Sereg@ (06.11.2011) Просмотров: 3923 | Теги: литератера, профессии, литературный, сказка, ремесло, труд | Рейтинг: 0.0/0

Труд и жизнь неразделимы

(Литературно-фольклорный вечер)

1-й ведущий. Мир, Родина, дом, мама, труд – слова знакомые нам с детства. Именно их вместе с учительницей несмело, коряво писали мы в своих первых школьных тетрадях. И это было по-настоящему трудно для каждого из нас. А что же такое труд? Об этом мы сегодня и поговорим. Заглянем в «Словарь русского языка» С. И. Ожегова:

1. Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

2. Труд – работа, занятие.

З. Труд – усилие, направленное к достижению чего-либо.

4. Труд – привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности.

А согласно «Толковому словарю» В. Даля:

Труд – работа, занятие, упражнение, дело, все, что требует усилий, стараний, заботы.

2-й ведущий. Труд, как осознанная необходимость, существовал всегда. Труд и жизнь – это неразделимые понятия.

Нам, живущим в нынешнем цивилизованном обществе, порой даже невозможно представить, насколько много и тяжело трудились люди прошлых веков, когда жизнь их неразрывно была связана с землей, полностью зависела от капризов природы. Яркий пример тому – крестьянский труд. Земля-матушка, Земля-кормилица – недаром говорят в народе. Она кормит и поит, одевает и нежит. В крестьянском труде нет перерывов.

Крестьянский труд и крестьянский быт были так переплетены, так тесно слиты, что часто и разделить их было нельзя. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. Но труд всегда был благом, а не обузой. И во все времена с уважением относились к труженику.

Наиболее востребованные считались ремесла необходимые в сельском быту. Ведь, чтобы вскопать землю, крестьянину нужна была соха или плуг, которые делал кузнец. Чтобы запрячь коня, нужен шорник, изготовлявший сбрую. А шорнику нужна была кожа для уздечек и вожжей. За этим он обращался к кожевнику. К нему поступала кожа с животных, выращенных на убой от скотовода. Произведенная продукция, выращенная в поле и в хлеву, хранилась крестьянами в закромах, корзинах, сусеках, изготовленных плотниками, корзинщиками, бондарями. Жили в домах, построенных каменщиками, ходили в лаптях, сплетенных лапотниками, ели ложками, сделанными ложкарями. Вот так все мудро, прочно и взаимосвязано было в старину.

1-й ведущий. А теперь подробно познакомимся с этими ремеслами и посмотрим инструменты и старинные предметы.

Кузнец. Кузнечное ремесло уходит корнями в глубь времен вплоть до II тысячелетия до н.э. И вот об этом ремесле я хочу рассказать и показать кузнечные инструменты: гладилки, кузнечные клещи, кувалды молотобойца, зажимы, приспособления для изготовления отверстий. В старину кузнец был не только уважаемой личностью, но и в какой-то степени знахарем и лекарем. К нему приходили лечиться и изгонять злых духов, снимать порчу.

Шорник. Человек, который изготовляет упряжи для лошадей, называется шорником. В упряжь входили следующие предметы: хомут со шлеей, седелки с чересседельником, подбрюшник, вожжи, уздечки. Шорник должен обладать большим мастерством, чтобы в его упряжи лошади было удобно работать.

Корзинщик. Людей плетущих корзины называли корзинщиками. Плетеных изделий существует великое множество: от колыбелек до колясок, от шляпок до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Плетеные изделия изготовляют в основном из прутьев ракиты и ивы.

Бондарь. Не менее древнее и почетное ремесло бондаря. Бондарь – человек, делающий из дерева всевозможные сосуды и емкости: бочки, кадки, ведра, чаны. Бондарные изделия служили тарой для хранения и перевозки жидких, полужидких и сыпучих веществ. Наиболее ценными были бочки, изготовленные из дуба. Процесс изготовления их был наиболее сложным. Труд бондаря требовал большой сноровки и знаний. Это ремесло, как правило, передавалось по наследству. Еще бондарей называли бочкарями.

2-й ведущий. О труде слагались сказания, притчи. Труду русский народ посвятил много пословиц и поговорок. Давайте вместе вспомним русские пословицы и поговорки, относящиеся к трудовой жизни человека.

Без труда нет добра.

Человек славен трудом.

Дерево узнают по плодам, а человека по делам (по трудам).

Терпенье и труд все перетрут.

Счастье и труд рядом живут.

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

Человек живет век, а его дела – два.

Сидя на печи, генералом не станешь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

1-й ведущий. Разумеется, выдающиеся умы с самых давних пор понимали, что такое труд для развития человечества в целом и для каждого человека в частности. Вот только малая часть того, что говорили по этому поводу великие люди. (Плакатами с этими изречениями можно украсить аудиторию.)

«Высшее благо жизни есть труд».

«Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду». (Л. Н. Толстой)

«Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа». (М. Горький)

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А. П. Чехов)

«Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». (Вольтер)

«В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится». (Б. Франклин)

Кто хочет сделаться глупцом,

Тому мы предлагаем:

Пускай пренебрежет трудом

И жить начнет лентяем. (Н. А. Некрасов)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому, что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого». (Ж Верн)

2-й ведущий. В народе всегда с усмешкой относились к лентяям, высмеивали лодырей, симулянтов.

А что, по-вашему, означает слово «лень»? Согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

Лень – отсутствие желания трудиться, склонность к безделью.

«Лень-матушка вперед него родилась», – так говорят о людях, которые не любят и не хотят работать. А какие вы знаете пословицы и поговорки о лени, придуманные в назидание молодым? Попробуйте их объяснить.

Без дела жить небо коптить.

Рано встает, да поздно обувается. (Вроде и рано встает человек, а время свое организовать не умеет.)

Здоров в еде, да хил в труде. (Хил, хилый – т. е. слабый.)

Люди пахать, а он – руками махать. (Буквально это говорилось, если кто-либо садился за ткацкий станок, когда другие выезжали в поле пахать (во время весенней посевной). При работе за ткацким станком совершают интенсивные, размашистые движения руками. Крестьянский труд был строго регламентирован по времени: ткать надо было успевать до начала весенней пахоты. Поговорку говорят с упреком тому, кто во время страдной работы находит себе другую работу полегче, которую мог бы сделать раньше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. (Совет преодолеть лень и сделать работу сейчас, неизвестно, сможешь ли ты сделать ее завтра.)

Под лежачий камень вода не течет. (Говорится, когда человек чего-то хочет, но ничего не делает для того, чтобы этого добиться, что-то изменить, продвинуть дело.)

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Долго спать – добра не видать.

Всю жизнь на печке не просидишь.

1-й ведущий. А как хороши и мудры народные сказки! С уважением и любовью рассказывается в них о людях труда. Сказки всех народов мира всегда прославляли труд, мастерство, знание. И учили молодое поколение жизни.

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Давайте посмотрим, как к труду относится грузинский народ.

Научись ремеслу.

(Грузинская сказка)

Было или не было – жил на свете один царь, у него был единственный сын. Состарился этот царь и задумал женить сына. А сын говорит:

Позволь мне обойти наше царство – сам выберу себе невесту! Царь сказал:

Иди, ищи!

Отправился царевич. Ходит он по всем городам и селениям, смотрит, ищет – никак не найдет невесты. Только в одном бедном селении, на самой его окраине, в самом бедном доме, увидел он девушку невиданной под солнцем красоты и с первого же взгляда влюбился в нее без памяти. Говорит ей царевич:

Будь моей женой! А девушка спрашивает:

Скажи мне, какое ремесло ты знаешь? Он отвечает:

Никакого не знаю, я – царевич.

Не знаешь – твоя беда! – говорит девушка.

А быть царевичем – это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет – тогда как хлеб добывать будешь? Пойди, научись какому-нибудь ремеслу – только тогда выйду за тебя.

Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно научиться поскорее. Пришел к отцу, рассказал:

Девушку я выбрал. Лучше ее нет во всем свете. Только она не согласилась выйти за меня замуж. «Прежде, – говорит, – научись ремеслу». Не могу я отказаться от этой девушки. Не могу смотреть на других. Одна она мне нужна. Помогите мне изучить хоть какое-нибудь ремесло.

Вызвал царь всех ремесленников. Пришли ремесленники: столяры, сапожники, портные, каменщики, печники. Спрашивает царь столяра:

Ты в какой срок можешь научить царевича твоему ремеслу?

В пять лет, – отвечает столяр.

О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, – говорит царевич. Спросили других:

Кто научит царевича своему ремеслу поскорее?

Сапожник говорит: «Научу за четыре года!» Каменщик говорит: «Научу за три года!» Печник говорит: «Научу за два года!»

Наконец, вышел один старик и сказал:

Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу царевича своему ремеслу!

Обрадовался царевич, пошел к бурочнику и за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: и длинные, ворсистые – для всадников, и короткие, гладкие, без швов – для пешеходов.

После того отправился он к девушке.

Зачем опять пришел? – спрашивает девушка.

Тебя сватать.

А ремесло изучил?

Изучил: бурки валять умею.

Ну, и это ремесло пригодится! – говорит девушка. – Пойду теперь за тебя замуж!

Поженились они и зажили счастливо.

Вскоре старый царь умер. Стал царствовать наш царевич. Захотелось ему однажды посмотреть свое царство: кто как живет, кто чему радуется, кто о чем горюет, что о нем самом говорят. Нарядился он в одежду бедняка и пошел.

Шел, шел и пришел в какой-то город, и захотелось ему есть. Разыскал он духан, вошел в него, поздоровался и говорит:

Накормите меня, добрые люди!

Встретили его хозяева ласково, не отказали – накормили. А это были разбойники-людоеды. Подвели они царя к погребу, открыли дверь.

А что у вас в этом погребе? – спрашивает царь.

А вот посмотри сам! – сказали разбойники да и столкнули его в погреб.

Осмотрелся царь, видит – сидят в погребе еще три человека.

Почему вы сидите здесь? – спрашивает царь. — Что с вами сделают?

Убьют нас эти людоеды-разбойники и съедят, – отвечают ему пленники. — Да и тебе того же не миновать.

Испугался царь, не знает, что делать. Убили разбойники тех троих пленников. Пришел черед царя. Сказал царь разбойникам:

Не убивайте меня! Я вам такую бурку сваляю, что тысячу туманов (туман – крупная золотая монета) за нее дадут! Несите ее прямо к молодой царице – она не торгуясь купит.

Обрадовались разбойники. Принесли шерсть. Стал царь мастерить бурку. Смастерил, украсил все такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов в таком-то городе, в таком-то доме, в погребе. Не придете через два дня на помощь – убьют меня».

Взял один разбойник бурку и понес в город. Принес во дворец царице, стал продавать. Рассмотрела царица бурку, прочитала слова, что среди узоров были вышиты. Отдала за бурку тысячу туманов и отпустила разбойника. Потом кликнула воинов и пошла за тем разбойником вслед – выручать мужа. Разбойник идет, ничего не подозревает, а царица с воинами – за ним. Пришли, окружили разбойничий дом. Никому из него не выскочить. Бросились воины в дом, схватили всех разбойников и перебили. Спустились в погреб, освободили царя и привели к жене.

Видишь! – говорит она. — Не знай ты ремесла – и не помогло бы тебе, что ты царь: закололи бы тебя, как барана, и съели.

Правда твоя, – отвечает царь, – не быть бы мне в живых! Выручило меня только мое ремесло!

2-й ведущий. Какой же намек в этой сказке? Какой урок она дает? (Не зависимо от положения, от семьи, из которой ты произошел, важно учиться ремеслу. Важно уметь трудиться.)

Гармоничной, ладной жизни присущи органичная взаимосвязь всех явлений, естественное вытекание одного из другого. Стройность и красота жизни во многом зависят от того, как человек относится к труду, умеет ли и любит трудиться, уважает ли чужой труд. Ведь ни физическая закалка, ни уровень академических знаний, ни высокое профессиональное мастерство сами по с6е, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]