Главная » Статьи » КЛАССНЫЙ ЧАС » Классные часы

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Я к вам пишу…»
Категория: Классные часы | Добавил: Sereg@ (14.11.2011) Просмотров: 3114 | Теги: внеклассное мероприятие, начальная школа, письмо | Рейтинг: 0.0/0

Тема. Учимся писать письма.

Цель. Знакомство со значением переписки в жизни людей.

Задачи:

  • познакомить с письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки;

  • развивать творческие способности, речь учащихся;

  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки «Проверь себя»; таблица «Схема текста письма»; образцы писем.

Ход мероприятия

Раздается стук в дверь.

Учитель.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

(С. Маршак. «Почта»)

– Это он, это он…

Кто, ребята?

Дети. Почтальон.

Входит почтальон.

Почтальон.

Здравствуйте, дети!

Я веселый почтальон!

Детям я давно знаком.

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

Разноцветные конверты,

И открытки, и пакеты,

И посылки, телеграммы –

Доставляю все их вам я!

(М. Лаписова)

Почтальон вручает учащимся письма, подготовленные заранее родителями, старшими братьями или сестрами и др. каждому ученику.

– До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем – ведь сейчас идет Неделя письма.

Почтальон уходит.

Учитель. 9 октября – Всемирный день почты. Этот праздник был утвержден в 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза. Он проводится в октябре каждого года. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей – взрослых и детей.

Ребята, а как почтальон узнал, кому какое письмо предназначено? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Дети отвечают. Учитель прикрепляет на доску карточки с правилами переписки:

Правило 1

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Учитель. Получателя письма называют адресатом. Адресат – от немецкого слова адрес.

Скажите, будем ли мы отвечать на полученные письма?

Дети. Да, будем.

На доске:

Правило 2

Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3 – 5 дней после получения и в вежливой форме.

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем, соблюдается выработанный веками порядок, с которым вы познакомитесь.

  • Кто из вас уже получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?

  • Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма? Если сохраняются, то почему?

  • С какой целью люди пишут письма?

  • Кому из вас приходилось писать ответ?

  • Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе?

Дети отвечают.

На доске:

Правило 3

Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

Учитель. Прочитайте письма, которые вам вручил почтальон.

  • Какие чувства вы испытывали, когда читали письма?

  • Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. Пишут письма только в хорошем настроении. Оно сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые ответы на полученные письма.

А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит?

  • Прочитайте, как обращаются в письме к вам? Какое обращение было бы приятно вам прочитать в письме?

На доске:

«Обрати внимание!»

Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком: 3дравствй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свидания, Люда. Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Учитель. В «приступе» описывается причина написании письма:

Я очень скучаю…

Мне необходим твой совет…

Получила от тебя письмо…

  • О чем можно рассказать в основной части письма?

  • Подумайте, как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано:

  • учителю;

  • другу или подруге;

  • родителям, бабушке, дедушке;

  • инопланетянину.

На доску вывешивается «Схема текста письма»:

1. Обращение (начальная фраза о состоянии переписки)

Дорогие мама и попа!

Получила ваше письмо.

2. Основное содержание письма, сообщение о новостях

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море.

3. Вопросы адресату

Как вы живете? Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Благодарность. Просьбы. Приветы.

Спасибо за то, что положили мне теплые вещи. Я прошу вас писать мне чаще. Передайте большой привет Марии Петровне и Тане.

4. Прощание (подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)).

До свидания. Любящая вас Катя. 14 июня 2007 года. Анапа.

  • Какое письмо легче читать адресату?

Дети. Письмо, в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись.

Учитель. Сравните два поздравительных письма, которые получил один и тог же человек. Какое из поздравлений доставило ему больше радости? Почему?

Учитель раздает группам образцы текстов писем:

Дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую и обнимаю.

Твой внук Коля.

15 июня 2005 года


Мой дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с днем рождения.

Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И еще хочу, чтобы у тебя на роботе все всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя.

Любящий тебя внук Сережа.

15 июня 2005 года.

Учащиеся отмечают, что в обоих поздравлениях есть все части: обращение, поздравление, пожелание, подпись. Но они отличаются друг от друга. В первом поздравлении трафаретные выражения, а второе написано нестандартно: оно трогает добротой и сердечной заботой о дедушке.

Учитель. В рассказе Антона Павловича Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

  • Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Дети рассматривают образец заполнения.

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит;

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак)

  • Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют; то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 397171. 397 – Воронежская область, Воронеж, 171 – номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.

Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.

Сейчас вы сами напишите письма, но перед этим проверим, как вы усвоили правила переписки.

Дети работают по карточкам «Проверь себя».

1. Для письма используй ___________ лист бумаги.

2. Письмо – это текст. Назови его части ____________

3. Отвечать на письмо нужно _______________

4. Письмо складывается текстом _____________

5. Адрес нужно писать ________________

6. Не забывай указать на конверте ____________

Слова для справок: подпись, внутрь, чистый, обращение, как можно быстрее, сообщение, разборчиво, прощание, индекс.

Учитель. Хорошо. Правила вы усвоили. Предлагаю применить их на практике. Напишите письмо по выбору:

  • своему однокласснику или однокласснице;

  • заболевшему учителю,

  • бабушке, живущей в другой местности;

  • из летнего лагеря маме.

Дети пишут письма и опускают их в почтовый ящик. По желанию дети читают письма.

Учитель. Чье письмо вам понравилось? Почему?

  • Прочитайте текст.

Бутылочная почта

Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде или самолете. Даже на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам поселка.

Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.

Кажется, что отправлять письма водной почтой – просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.

Люди еще очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть ее тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.

(По М. Скороходову)

Учитель. О каком виде почты вы узнали из этого текста?

Учитель. Сегодня вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у Пушкина, Достоевского, Чехова.

Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – этом старинном способе общения людей.

  • Какие правила составления писем вы узнали?

  • Придете домой и подумайте, кому бы вы могли написать письмо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]